Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2005
2004
2003
10 ответов Владимира Кузьмина и Урсулы Молитор на вопросы Александра Петровичева
27 Февраль 2006
по выставке FIAT LUX / ДА БУДЕТ СВЕТ



А. П. Несколько слов о Вашем творческом дуэте? Немного из творческой биографии, как оказались в Германии?

В. К. Если говорить о творческом дуэте, то это было совершенно внепрограммно. Когда-то, совершенно случайно, мы с Урсулой засели за один конкурсный проект. Получилось удачно. Свет был основной материал. Сценарий включал в себя кинетический свет, лазер, органную музыку и современное церковное пение. Свет нас объединил. А встретились мы впервые здесь в Москве в 1991 году. Это была выставка "Линия горизонта" на Каширке. Через год я был приглашен с выставкой в Германию. И вот с тех пор прошло 14 лет. До середины 90-х мы занималась информальной живописью, графикой, фото. После совместного конкурса в 96-м, каждый из нас продолжал делать то, что и раньше. Урсула - в основном фото, объекты из пигментов, инсталляции. Я - конкретную живопись, объекты и инсталляции из алюминия и войлока, печатал офорты. Но все чаще и чаще возвращался я мысленно к свету, как материалу. Мы провели много совместных дискуссий, раздумий, делали на "бумаге" различные эксперименты. Затем проверяли это на небольших объектах. Важным было для обоих показать свет, визуализировать его имматериальность, его энергию совершенно конкретно, без его привычной всем функции "освещать". Сознательно был выбран индустриальный модуль-знакомая нам всем люминесцентная лампа - тривиальный элемент освещения. И главным здесь было для нас - найти новый контекст этого модуля. Безусловно, в дискуссиях мы затрагивали и анализировали многих художников, но лишь для того, чтобы затем о них забыть. Охотно работаем мы также с неоновыми контурами, форму которых можно легко менять, но где принцип "света как такового" остается. (Мне кажется, очень удачным по этому поводу реплика Кати Дробязко в статье "Чувство света" в журнале "Новое время" #21/2005). Постепенно СВЕТ стал основным нашим рабочим материалом и завладел нами.

А. П. Как складывается творческий диалог с Урсулой Молитор - представительницей немецкой культуры? Сразу ли находится понимание в осуществлении замысла?


В. К. Мы с Урсулой из разных культур, а тогда давно, - почти из разных миров. Может быть, как раз в этом и сила притяжения. Может быть, как раз в этом и та полярность, где возникает напряжение, где возникает энергия, и где приемлем только сбалансированный двухсторонний диалог для поиска чего-то нового. Но часто бывают ситуации, когда мы с разных сторон приходим к одинаковому результату почти мгновенно. Это удивительно и загадочно. Описать это невозможно.



А. П. Аналогичный вопрос Урсуле о русском художнике Владимире Кузьмине?

У. М. Здесь всегда возникает вопрос: какую роль играют культурные истоки и индивидуальность во взаимной творческой работе. Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Я не могу сказать, что в нашей совместной работе с Владимиром Кузьминым её культурном истоке есть нечто всегда решающее. При творческой дискуссии важно внимание и уважение к другой культуре. Творческий диалог-это всегда процесс. Идеи принимаются с двух сторон, обсуждаются, углубляются, отвергаются или дальше развиваются. Идет обмен мнениями и аргументами. Иногда приходим очень быстро к единому мнению, но возможна также и интенсивная борьба. В конце концов, оба должны быть убеждены в развитии идеи и стоять на защите проекта.

А. П. Существуют ли специфические особенности восприятия Вашего искусства в Германии и в России?

В. К. Наш симбиоз воспринимается с интересом не только в Германии. Ну а в России пока не знаю.15 лет прошло после моей последней выставки в Москве. Сегодня я другой, в тоже время я остался самим собой, не потерял свою идентичность. Сегодня другое время на дворе и другой зритель тоже.

А. П. Ваша выставка в Москве заключает в себе нечто особенное в череде Вашей творческой деятельности последнего времени или это просто расширение географии проекта?

В. К. "География проекта" - это почти в точку. Эта выставка включает в себя один объект-инсталляцию "Упакованный свет" или как мы его называем в Германии - "Груз малой скоростью". Главный объект этой инсталляции - интенсивный световой блок состоящий из большого количества "прессованных" двумя европоддонами люминесцентных ламп. Пространство вокруг, которого мы выстраиваем по месту с учетом многих составляющих. Концепция этого проекта - провезти по некоторым странам Европы буквально "упакованный" свет и задокументировать это путешествие. То есть мы сублимируем в этом проекте энергию света, фактор времени и пространства. Инсталляцию мы показывали в некоторых городах Германии, в Польше, в Италии и вот теперь в Москве. Вторая инсталляции я - специально для этой выставки - относительно двухмерная, где люминесцентные лампы запаяны в свинец и где остался имматериальный и в тоже время реальный след света. Эта инсталляция инсценирована в слово FIAT LUX, что и дало название выставки. Пространство галереи позволило включить также один интерактивный объект, видео и несколько других световых объектов, что в целом дает некоторый сдержанный срез нашего творчества. И спасибо за вопрос. "География проекта" - созвучна идее проекта "Упакованный свет", почти label проекта.



А. П. Как вы полагаете, изменилась ли московская аудитория ее приоритеты в области современного искусства за последнее время?

В. К. Безусловно. Более открытая культурная информация. ART-Москва, 1-я Московская биеннале - это реальность. Аудитория соответственно поднимает свою планку, но конфликт между художником и зрителем в какой-то степени должен оставаться.

А. П. Чему Вы всё же отдаёте предпочтение - конфликту со зрителем или конструктиву художественного высказывания? Ваше искусство, скорее, о втором? Я не говорю о полноте восприятия созданного автором, что всегда непредсказуемо.

В. К. Мое стремление - к предельно сжатой формуле художественного жеста, которая содержит в себе драматургию идеи, но при этом сама несет положительный знак. А конфликт-это разность скоростей.



А. П. Давно ли Вы работаете с этим материалом? В чём смысл Вашего к нему обращения?

В. К. О смысле ничего сказать не могу. Знаю только, что это намного сильнее того, что я предполагал в начале. Думал - пройду спокойно мимо, буду дальше делать свое конкретное искусство. Не вышло. Свет очень сильный материал. Едва управляем. Свои первые эксперименты со светом я сделал в 81 году. А на выставке "15 Московских художников" на Крымском валу в1991 году показал одну работу с неоном. Но это было только эмоциональное дополнение к живописи. Сегодня совсем другое. Сегодня я показываю свет как таковой, его энергию, его имматериальность, его ускользающую интимность.

А. П. Вопрос к Урсуле. Интересно ли Вам показать свои работы в Москве, надеетесь ли Вы на адекватное прочтение Вашего замысла российским зрителем?

У. М. Да, конечно интересно. Для меня очень важна реакция зрителя особенно потому, что я уже в 1991году совместно с Владимиром Кузьминым и другими показывала свои работы на Каширке. В то время публика была открыта и не скрывала своего интереса. Это было для меня очень сильное впечатление. Поэтому я очень рада снова быть в Москве. Искусство в этой стране имеет особый статус, и для художника показывающего свои работы здесь - это конечно всегда значительное событие. И думаю, что тот зритель, который интересуется современным искусством, непременно проникнется нашей идеей. Ведь свет это та очаровывающая сила, которая волновала человека всегда.

А. П. В последнее время наметилась интересная тенденция - интерес западноевропейских художников в проведении своих выставок в Москве. В чём на Ваш взгляд причины этого явления?

В. К. В начале 90-х годов русское искусство на Западе было очень модным. Но это прошло. Сегодня это уже профессиональный интерес. Художественная жизнь в Москве развивается очень стремительно. Западные коллекционеры, галереи, кураторы все больше проявляют свой интерес к этой ситуации и соответственно влияют на нее. Художественный рынок развивается также благодаря возможной частной инициативе. Все это, конечно, притягательно для западного художника, плюс возможность поближе познакомиться с новой, такой непонятной и загадочной Россией.



homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.