Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2005
2004
2003
5 ответов К.Батынкова на вопросы А.Петровичева о проекте ДЕТИ
01 Июнь 2006


А.П. Твой новый проект опять "о главном"?

К.Б. На самом деле выставка про детей у меня была лет десять тому назад. И называлась она "Вытеснение". Термин взят из области психиатрии, где 'вытеснение' как особый метод воздействия на психику больного, вытесняющий из области сознания навязчивые образы, которые его преследуют. Отчасти это заключается в том, что через их изображение человек, страдающий этим недугом, как бы избавляется от навязчивостей.

Честно говоря, по-моему, всё искусство это и есть "вытеснение". Ведь художник, даже в самых, казалось бы, здравых устремлениях через своё искусство реализует, а, по сути, избавляется от созревающих в его творческом сознании образов. Иногда чрезвычайно навязчивых, при этом далеко не всегда мучительных, как скажем у Гойи или сюрреалистов.



А.П. А при чём тут дети? Тебя преследуют их образы?

К.Б. Скорее напротив. Здесь мне кажется происходит нечто обратное. Вытесняется то, с чем не согласен в реальности и замещается осколками из прошлого, сегодня представляющимися идеальными. Осколками другой жизни - закрывшейся некогда великой страной с её иллюзиями, сумасшедшими планами, стройками, ледоколами, оставшимися в детстве. И образы детей - своего рода носители этого прошлого. Ведь в памяти остаётся лишь хорошее, остальное убирается как шлак, как неактуальное. Про всякие пионерлагеря, школьные, далеко не весёлые годы, уже не вспоминаешь. Это уже неработающие частности. Детство же осталось в памяти как нечто однозначно целое и светлое.

Детские образы, я говорю именно об образах, как о нечто идеальном, меня действительно преследуют. Вероятно и потому, что их жизнь выразительнее и полнее, чего во многом не хватает взрослому человеку. Для меня архетип ребёнка более понятен и привлекателен, нежели архетип зрелого человека. В последнем больше позы, деланности, правильности, если хотите. Ребёнку это неведомо. Детей сложнее рисовать. История искусств знает массу примеров и далеко не всегда успешных. Я тоже, как обычно, нарисовал тонну картинок, но лишь парой из них я доволен.


А.П. Ты говоришь об архетипах детей. Вообще, работая с подобного рода образной системой, ты избрал наиболее адекватный стилистический приём мнимого реализма, некоей мимикрией под реализм. Ведь ты не работаешь с натуры и написанные тобой - мнимые пейзажи и мнимые портреты?

К.Б. Я не открою ничего нового, говоря, что жизнь интереснее, чем искусство, даже на чисто визуальном уровне. Через это не перешагнуть. Когда искусство противопоставляет себя реальности, то чрезвычайно часто проявляется какая-нибудь патология, какая-то ущербность. Когда художник предлагает собственную альтернативу созданному Богом, то возникающий продукт заключает в себе безусловный минус. Тут никуда не денешься. Отсюда беспомощность абстракции, явлении чрезвычайно ограниченным, синтетическим и надуманным. Придуманные системы по своему большинству инфернальны.

Мне не интересно создавать собственных мифов, гораздо полезнее, да и продуктивнее наблюдать уже созданное. Я остерегаюсь демиургов-креативщиков.


А.П. То есть тебе ближе созерцательная позиция?

К.Б. Скорее да. Мне нечего добавить к уже созданному, нет желания чего-либо доказывать. С другой стороны, не переношу пассивной рефлексии, очень часто конъюнктурной. Детей с такими рожицами, что на моих картинках не в один гламурно-глянцевый журнал не примут. Их интересует либо ребёнок-барби, либо некий монстр из новомодных фентези, желательно с клыками. Мне это до ужаса противно. Я очень не глянцевый художник, я не живу их синтетическими законами и не играю в их игры. Если я тем самым оказываюсь вне мейн стрима, то меня это менее всего заботит. Я не модный художник. Для меня это не приобретение и не утрата.


А.П. Примерно год тому назад Крокин галерея показала твой проект 'Сын полка'. Отчасти тот материал корреспондирует к нынешнему. Те же образы детства, в иной, правда, социальной ситуации. Те же портреты-архетипы, отлично воспринимаемые, скажем так, разными слоями общества. Для тебя это принципиально?

К.Б. Моя аудитория достаточно широка. Собственно, говоря, какой-либо конкретной адресности у меня нет. Я рисую то, что мне нравится. И делаю это только для собственного удовольствия, не заморачиваясь по этому поводу. А повод находится всегда. Тема детей была и есть и будет актуальной. Вопрос трактовки.

Потом мне уже сорок семь и растрачиваться по пустякам не хочется. А всё равно белиберды рисуешь очень много. Шедевр хочется, конечно, нарисовать, но как-то не получается. Руки видно не из того места растут. Помнится Матис в своё время говорил, что для художника каждое произведение должно создаваться как-будто оно последнее. А сам-то сколько всяких закорючек наделал. Ну это процесс. От него тоже никуда не деться. Главное не останавливаться. Да и не в шедеврах дело, сейчас вообще не их время.

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.