Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2006
2005
2004
2003
к проекту В.Анзельма ГЕОЛОГИЯ ЗНАНИЙ
23 Май 2007



В беседах с "интеллектуальными" художниками часто приходилось слышать о неправомерном возвеличивании немецкого романтизма или русского передвижничества. Им непонятен сам факт существования в истории мирового искусства категорий нравственности, возвышенности отношений и открытости, что воспринимается ими как китч и нелепость. В лучшем случае говорится о переломном этапе в истории искусства, преобладании содержания над формой, литературной традиции, подминающей самоценность, "музыкальность" живописи, где говорят идеи, памфлеты, прокламации, кое-как оформленные в плохую живопись.

Нелепость домыслов очевидна, столь завораживающе-чарующего впечатления никогда не добивались "чистые искусства". Особая необъяснимая поэзия страданий ли народа, величия ли гор никак не укладывалась в рамки сюжета или сопереживания пошлым страстям.

Нет, не так наивны были романтики, достигшие в наивности быть проводником того, что вне вкуса; не в умничании, а в безумии слышавшие неслышимое. И в этом они до сих пор непризнанные родоначальники авангарда. Стремление выйти "за кольцо горизонта", проникнуть за видимый мир и почувствовать вселенную вокруг, так же как и внутри, - современнейшее для своего времени открытие, вектор, определяющий направление художественных поисков нового времени.

Передвижники несомненно также являются первыми и самыми последовательными авангардистами, исследовав форму как структуру, несущую не только формальное значение, но и то, что не выражается словами и понятиями. Очевидно, все композиции передвижников укладываются в абстрактно-супрематические конструкции. Но и погружаясь в содержание, нарочитую литературность, они оказались перед бездной, возможностью за обычной морализаторской, бытовой картинкой постичь творящее мироздание. Те "лакуны" и "складки", которые они воплотили, и действуют завораживающе на зрителя.

Уместно вспомнить, что иконы, по мнению все тех же "интеллектуалов", также были "картинками для простаков". Однако за формальной стороной иконографии образа всегда сокрыт конкретный религиозный первообраз. А чистота формы, ее мнимая самодостаточность не более, чем очередная профанация очередных "пустотелых эстетов". Примечательна связь иконы с авангардом. Достаточно вспомнить Малевича, Кандинского и Матисса, увлеченных более ее формальной стороной, скользящих по поверхности, лишая себя и своих адептов полноты восприятия увиденного.



Разумеется, они говорили на разных языках и о разном. Но если внимательно посмотреть, становится очевидно, что существует некие, пусть и условные аналогии, обладающие различными смыслами и природой, но находящиеся как бы в единой структуре, на единой культурообразующей "платформе", в единой "почве". Исследуя "геологию" этой "почвы" на пространствах искусства, приходишь к удивительным результатам.

Оказывается, структуры, архетипы - не изобретение человека, а то, что предзадано, что буквально лежит в земле и может интерпретироваться, получать название, наделяться смыслом и даже функционировать. Интересно, что различные кристаллические решетки или более сложные образования, как минералы, а в моем проекте - уголь, могут принимать "узнаваемые" знаковые формы, существующие от сотворения мира.

На картинах-рентгенограммах проявляются те же фигуры, как если бы между картинной плоскостью и светом-изображением, падающим на нее, стояли какие-то непрозрачные образования, дающие себя увидеть через тень.

Однако художники, создававшие эти картины, наверняка видели эти тени и то, что через композицию, цвет и другие формальные признаки нашло свое выражение.

Владимир Анзельм




homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.