Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2007
2006
2005
2004
2003
к проекту ГОРИЗОНТ
19 Май 2008
Евгений АСС

ГОРИЗОНТ


/графика, слайд-шоу/

22.05.08 - 22.06.08

вернисаж 22.05.08 с 18.00




Один горизонт, один сюжет, один мотив, одно пространственное ощущение и одно время. Евгений Асс пристрастен к горизонтам давно - это не только любимая тема для его рисования, это может быть главное переживание его жизни.

Что надо учитывать подбираясь к горизонтам Асса?

Надо учитывать, что горизонт в мировом искусстве не является постоянно присутствующей величиной. Едва ли не половина известных нам периодов мирового искусства обходилась вовсе без горизонта. Речь здесь идет не только о пещерах, но и о древнеегипетском и даже античном восприятии пространства, и об обратной перспективе, и о средневековом вертикальном восприятии конструкции мира и конечно об авангардистской революции.

В творчестве Евгения Асса горизонту отведено место столь значимое, что это заставляет вспомнить божественные горизонты эпохи Возрождения. Где горизонт является математической величиной, разделяющей земное, исчислимое, и небесное, бесконечное. Содержащей в себе неочевидную, но обязательную точку схода, главный ориентир для всего происходящего в области земного, в первую очередь архитектурных объектов. Ведь именно с эпохи Возрождения достоверное изображение зданий считалось невозможным без применения целостных перспективных систем, основанных на стремлении всех линий к горизонту.

Архитектурные объекты не так уж часто появляются в рисунках Евгения Асса. Но если творчество одного и того же человека может восприниматься как единая картина, то карандашные рисунки, как и конкретные здания, спроектированные им, суть части большой картины, в которой горизонт как мотив и горизонтали как фигуранты взаимоотношений присутствуют постоянно.

Тема горизонта, как границы видимого мира у Евгения Асса получает зачастую место единственного существенного, что в этом мире есть. В искусстве Роматнизма 19 века возрожденческий горизонт перестал быть величиной достижимой. Он хоть и отчетливо виден, но далек и практически неопределим. Точку схода заменила точка обзора. Герой повернулся спиной к зрителю и лицом к горизонту, созерцание которого стало жизненной позицией, а сам горизонт - философским понятием.

Через двести лет, в горизонтах Евгения Асса, это положение сохраняется как постоянный признак сюжета. Только теперь, при столь достаточном историческом удалении, взаимоотношения вечного горизонта и всевидящего художника-гения, образца эпохи романтизма, получились еще более напряженными. Силы сравнялись -- человек стал миром, мир горизонтом, а все пейзажи синонимами. И нет существенной разницы город под небом, река или горная система.



Естественно, наиболее прямые родовые связи соединяют искусство Евгения Асса не с Ренессансом и даже не с Романтизмом, а с авангардистскими практиками. Религиозные горизонты Марка Родко, мистическая тишина горизонтов Джани Моранди и кинематографический саспенс горизонтов Эдварда Хоппера - эти удавшиеся попытки возрождения горизонта после восхода Черного квадрата и дегуманизации абстрактного искусства.

Перемещение точек зрения высоко вверх, а наблюдателя с земли в небо и выше в космос в начале 20 века отменило наличие горизонта как внешнего ориентира. Увеличение скоростей, так приветствовавшееся футуристами, заменило горизонт траекторией, и горизонт в 20 веке вынужден был стать величиной глубоко внутренней. Теперь он исчисляем из физиологической и психологической природы человека, по-прежнему формирующегося в преодолении земного притяжения. И, следовательно, навсегда несущего горизонт в себе. Если не в своем сознании, то уж точно в физиологии своего тела. Эта первородность горизонта в произведениях Евгения Асса выглядит гуманистической опекой над человеческим, разговором души и тела всегда радостным и всегда трагическим одновременно.



Сейчас, как и прежде горизонт недостижим, условен и иллюзорен, но он может быть наблюдаем 'визуально', его регистрация возможна. Регистрация горизонтов всеми подручными средствами, будь то карандаш или фотокамера - это не задача, но занятие сопутствующее творческому процессу, процессу раздумий и даже отдыху художника-архитектора Евгения Асса. Виды их разнообразны: от малюсеньких почеркушек в карманном альбоме до больших серий серьезных произведений; от совсем неразличимой границы между землей/водой и небом до красивых картинок с деревьями или небоскребами, бутылками или любыми другими объектами увиденными в поле напряжения горизонта. Это похоже на любовь. Никакие ощущения потерянности, бессилия или неуверенности в себе не в состоянии победить ясно и сильно присутствующего чувства великого и бесконечно прекрасного горизонта.

Лиза Плавинская



Фото экспозиции






homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.