Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2017
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
Нина Котел. ИХ НЕЛЬЗЯ УДЕРЖАТЬ, ОХВАТИТЬ, ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ / живопись /
16 Май 2016

Нина Котёл

ИХ НЕЛЬЗЯ УДЕРЖАТЬ, ОХВАТИТЬ, ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

/ живопись /


20.05.16 - 12.06.16





В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ -
ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЁННОСТИ
(Климентовский пер., 9, рядом с м.Третьяковская, Новокузнецкая)
тел. 8. 964. 564. 03. 03


Нина Котёл, биография, избранные работы

Нина Котёл не строит планов возможного искусства, её кисть не множит косноязычия искателя, наткнувшегося на нечто, чему в человеческом языке еще и названия нет. Её занимает вопрос: что такое вещь, как она проявляется для нас? Комментируя свои работы, она говорит, что вещи таинственны, что они не понятны ей.

И в самом деле, делают ли картины и рисунки Нины Котёл понятнее для неё и для нас те объекты, что останавливают на себе её взор, её внимание? Становятся ли они понятнее ей в ходе и во время её работы по их изображению? Накапливается ли в её разуме, в её словах или в её произведениях какое-нибудь понимание? Сохраняется ли оно в прямоугольниках бумажных листов и натянутых на деревянные каркасы холстах? Остаются ли предметы, положенные в эти форматы, на эти площади, поверхности засохшей целлюлозной пульпы с впечатанной в них текстурой, и играющие в осязательность или закрытые пастой из латекса, цинковых белил и мела, переплетения нитей, так же тупы, как и до того, как взор художника, её мысль и инструменты начали переделку, превратив их в сочетание мазков и пятен разных оттенков и цветов?

Косны ли они и равнодушны к нам, (вечный страх) как и до того, каковой представляется нам иногда и осмысленная человеческой работой, определившаяся в продукт материя? Или подобны они глыбам льда и камня, возникающим из темной и холодной, как царство смерти, бездны? Появляющиеся как будто для того, чтобы вселить в нас ужас; угрожающе продефилировать вокруг планеты, мимо нас; и, как бы промахнувшись в этот раз, кануть туда, откуда появились. Или они уже обладают почти человеческой непроявленностью, прирученного животного, человека, тяжело психически больного, раба, дикаря? В большинстве случаев подобострастно приветливого, но в тоже время абсурдно обидчивого существа, впадающего в ярость и по пустяку, а в гневе гораздого сокрушить и кормящую руку.




В этих картинках вещи видятся нам сосредоточенным и замкнутыми на себе самих, непроницаемыми, но сохраняющими для нашего разума иллюзию какой-то предсказуемости. А повторения, варианты внутри Нининых серий только множат, увеличивают, делают почти невыносимым это молчание окружающих нас вещей. Любой натюрморт устанавливает дистанцию между наблюдателем и предметом, в картинах же Нины Котёл это расстояние значительно сокращено: вещи почти касаются нашей кожи, во всяком случае, они уже находятся в ареале интимности, в которой как в приграничные воды мы не готовы допустить кого попало. Мы отражаемся в них.




Приближаясь же и любопытствуя, мы поселяем, впечатываем в них своё воображение, свою любознательность и расщепляющий, искажающий их интерес; хотя и сами вещи, их рефлексы и тени падают и попадают на нас. Мы стараемся подмять их под себя. Но и они не безобидны - и на коже остаются царапины и сам прах, первородная глина материи вещество, первичная субстанция вещей.




Что происходит с вещами в работах Нины Котёл? Становятся ли они домашними зверьками, в которых мы видим свои отражения? И, в то же время, не способны целиком занять их время, заполнить их тела, пространства, в которых они господствуют, залить до предела проекцией самих себя; но можем запечатлеть их оттиск в себе. Каждая её картинка - попытка приручения вещей. Но, как видно, и после проведенной художницей переделки, вследствие вторичного одомашнивания, если это предметы домашнего обихода (очищения от каких-то пугающих черт и приобретенной в ходе адаптации уплощенности) они остаются до конца не освоенными. И, если не 'все равно в лес смотрят', то, тем не менее, при каждой нашей попытке заглянуть в их 'совсем человеческие' глаза, мы обнаруживаем пустые и бессмысленные пространства, где мы уж всегда лишние.




Нину Котел занимает вопрос: что такое вещь, как она появляется для нас? Каждая ее картина попытка приручения вещей. Нина показывает, что существуют пределы возможностей диалога и взаимопонимания между человеком и вещами. Что руководит художником? Любовь или любопытство? Или какие-то более сильные эмоции, страх, изначальный ужас перед вещным миром, комфортным ей или враждебным, следы от соприкосновения с которым остаются у каждого в памяти от первых травм, от первых попыток его исследования и освоения.

Владимир Сальников. Фрагмент статьи "Появление вещей в картинах Нины Котёл. Серийность". 1995



РАБОТЫ ПРОЕКТА












homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.