Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

2019
2018
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
Александр Панкин. ГЕОМЕТРИЯ ИМЕНИ
30 Июнь 2019

Александр Панкин

ГЕОМЕТРИЯ ИМЕНИ

/ графика /

26.06.19 - 21.07.19





ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЁННОСТИ
(Климентовский пер., 9/1, рядом с м.Третьяковская, Новокузнецкая)
тел. 8. 964. 564. 03. 03



Александр Панкин, биография, избранные работы

Новая выставка Александра Панкина «Геометрия имени» развивает его многолетнюю художественную программу взаимодействия науки и искусства, которые, по мнению автора, всегда существовали в едином пространстве культуры – отсюда каждому произведению этой серии, каждой разработке художественной формы предшествует в небольшом объёме исследовательская работа – структурный анализ словосочетаний.

Слово – это бинарная система, состоящая из определённого количества гласных и согласных звуков. Прежде чем стать словом, они формируются в слоги – важный элемент «словостроительства». Число названных элементов также имеет значение в этом процессе формообразования, согласно с тем, что слово, как и число, есть форма.

В данном случае Александру Панкину интересна тема «Геометрия имени», главная задача – воплотить числовую реальность через художественную форму в пространстве искусства на примере не только имён знаковых исторических фигур, но и близких друзей, современных художников.


ФРАГМЕНТ ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ПАНКИНЫМ
Серия «Геометрия имени» имеет более общее название: «Геометрия словосочетаний».

Философию имени разрабатывали Павел Флоренский, Алексей Лосев и другие выдающиеся мыслители. Для меня сам феномен имени – особый значимый объект реального мира. Но значимость самого феномена имени остаётся незамеченной. Мы к этому привыкли, как привыкли к воздуху. Имя – совершенно удивительная вещь: мы живем, дышим и не замечаем значимость воздуха, и не замечаем значимость имени. Но имя – основа в создании контактов между людьми. Алексей Лосев говорил, что объект, не имеющий имени, в нашем сознании не существует. Павел Флоренский утверждал, что человек без имени – еще не человек, потому что он не может установить отношения ни с самим собой, ни с внешним миром.

Для меня имя стало реальным объектом материального мира, всего того, что можно представить на картинной плоскости. Как это выразить пластически, в формате искусства? Надо учитывать, что это особая культура формообразования и в чистом виде научное искусство, или science art (англ).
На русской почве словосочетание «научное искусство» возникло в 2012 году в МГУ, когда формировали по этой теме первую выставку, в которой участвовал и я. В основе проекта «Геометрия имени» лежит структурный анализ словосочетаний, анализ в данном случае конкретного имени.
Имя может быть одномерным: например, Михаил. Но этого недостаточно. Второй параметр – отчество. И потом – фамилия. Полное имя – три параметра. А что такое анализ? Это математическая операция, результат которой я визуализирую с помощью геометрии. Имя имеет пространственную интерпретацию. Это одномерная линейная структура. И в тоже время здесь потенциально заключена трёхмерность.

Я опираюсь на очень важную разработку моего друга математика Александра Александровича Зенкина, основанную на переводе линейной одномерной структуры в двумерное пространство. У него в 1991 году вышла книга «Когнитивная компьютерная графика», где он, чтобы решать проблемы сугубо математические, выполняет эту операцию. Он детально описал перевод линейной структуры в двухмерную. В данном случае это касалось математических объектов, по словам другого математика, Поспелова, это учит геометрическому мышлению в интерпретации реального мира. Эти разработки побудили меня структурировать имя, а сама структура основана на бинарности, ведь и у слова та же бинарная структура: гласные и согласные, где очень важно количество букв, гласных, согласных звуков, слогов и так далее. И словосочетание, и имя – одномерные, линейные системы, которые можем проанализировать, ничего при этом не увидев. Чтобы визуализировать результаты анализа, я выхожу на математическую операцию – это перевод одномерной линейной структуры в двухмерное пространство. И в этом формообразовании большая смысловая основа.

Искусство во все времена занималась проблемой пространства. Павел Флоренский заметил, что всякое искусство – это организация пространства. Моей главной задачей было создать арт-объект, создать произведение искусств, в формах которого воспроизвести то, что в математике понимается как «пульсирующее пространство». Иногда оно кажется хаотическим, но это детерминированный хаос, там всё структурировано и присутствует свой особый порядок, своя гармония, основанная на иррациональных числах. Я получаю геометрическое поле, которое определяется именем-объектом.

Картинная плоскость – это двумерная структура, но способная воплотить пространство колоссальной глубины и вызвать ощущение его трёхмерности (прямая и обратная перспективы). Теперь с помощью математического расчёта определяется прямоугольник, который объективно вытекает из конкретного сочетания имени и фамилии. И это воспринимается как пространство еще более глубокое, чем пространство самой картинной плоскости, но важно здесь то, что, когда мы анализируем этим методом конкретное сочетание фамилии и имени, возникает пульсирующее пространство.

Первое имя, которое я проанализировал подобным образом, было имя Казимира Малевича. Я попытался это сделать, когда познакомился с вышеупомянутой работой А.А.Зенкина и его методикой перевода структур в иные пространства. У Казимира Малевича просто идеальное по гармонии имя, какое нечасто встречается. Я всегда прибегаю к математическому расчету, который говорит о гармонии того или иного имени.

Мой выбор имён для этой выставки был предопределён. Для меня было важно прочувствовать и визуализировать геометрическую основу имён тех художников, тех личностей, которые мне очень дороги. Всё началось, как я уже сказал, с Казимира Малевича, потом был Велимир Хлебников, Василий Налимов, что было естественно. И в то же время я решил продолжить этот ряд, обратившись к именам моих современников, замечательных художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Александра Пономарёва, Константина Батынкова, Владимира Наседкина и Татьяны Баданининой, Леонида Тишкова, Александра Джикия, Александра Константинова, композитора Владимира Мартынова.
Список этот, конечно, в первом приближении и может быть продолжен.


РАБОТЫ ПРОЕКТА















ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2019 Krokin Gallery, All Rights Reserved.