Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Батынков Константин  
"К проекту "СВОЙ - ЧУЖОЙ""
Александр Петровичев July 2003.

Словосочетание "свой-чужой" позаимствовано Константином Батынковым из служебного лексикона войск ПВО. Не вдаваясь в тонкости военной пеленгации - насколько летящий объект "свой" или "чужой", автор предлагает неимоверное количество "методических пособий" подобных объектов, нарисованных тушью на бумаге. Количество действительно неимоверно, хотя и небезнадёжно с точки зрения выявления своего или вражьего аппарата, что увлекает обескураженного зрителя.
В самых общих чертах, новый проект Константина Батынкова об авиации: самолётах, вертолётах и... парашютистах.
Но это в самых общих чертах, а по сути проект совсем о другом. Формальная привязка к всевозможным "леталкам" лишь очередная, наделённая собственной формой и лёгкая в своей депрессивности провокация.


О чём, собственно, проект? О нелётной погоде. О туманной перспективе перманентно возникающего в искусстве поиска актуальной темы, продуцирующего очередную рефлексию по отношению к реальности.

При наличии закономерной симптоматики (автор один из принципиальных персонажей московского искусства) ценность батынковского жеста в практическом отсутствии, по крайней мере, нечитаемости у него гнетущих комплексов и одиозного пафоса. Новый проект чрезвычайно лёгок (пожалуй, единственное, что сближает его с авиацией): и изящен. Автор далёк от иллюзий и спекуляций вокруг своей работы, он просто нарисовал массу картинок, вот и всё. Ассоциируемое с авиацией, в данном случае, - частность, непосредственно с авиацией несоотносимая. Здесь как бы иной нерв, иная заряженность, иная тема.


(У Бойса - авиация. Пройди пуля мимо его самолёта, - не было бы художника, пройди точнее, - не было бы человека. Экзистенционализм его искусства понятен, но едва ли кто-либо захочет понять это в той же степени, что и бывший фашистский лётчик.)

Батынков вообще не стремится выразить искусством пережитую реальность, и касается это не только авиации, но и многого другого, когда музам лучше помолчать. И рефлексия Батынкова не на реальность, а на само искусство, где он "живёт", где он оказывается и "своим" и "чужим" одновременно. Он ничего не констатирует и далёк от претензий искусства на "взбитые сливки из реальности", последняя, по признанию автора, куда как интереснее. Позиция автора амбивалентна к искусству и новый проект, по существу, - очередная профанация самого феномена искусства в его исторической амбиции.

Действительно, вместо самолётов могло быть что угодно. Авиация Батынкова во всём своём огромном арсенале - своеобразная начинка компьютерной игры в войнушку, взаправдашность которой виртуальна. Батынков играет. Он не удручён вопросами "что?" или "как?", оставаясь за пределами мучительного поиска новых средств выражения. Вчера он с сотоварищами (Николаем Полисским и Сегеем Лобановым) лепил снеговиков, потом разрисовывал детские книжки-раскраски, лежал с фотоаппаратом в московской слякоти, созерцая Тибет сквозь редкие нынче сугробы, в коих чуть позже обнаружил груду мусора, обрамив который в шикарные буржуйские рамочки, заявил, что это - искусство.

Сегодня великорусская тоска художника повернула к самолётам, коих он создал около сотни, включая вертолёты и, недолго думая, половину из них попросту "замочил". Понарошку. Батынков адекватен, он понимает, что искусство вообще понарошку, и начинает в него играть. А "свой-чужой" - не более, чем условности этой игры.

Александр Петровичев

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2018 Krokin Gallery, All Rights Reserved.