Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Батынков Константин  
"ГЛЮКИ В СОСНОВОМ ЛЕСУ (к проекту ДРУГАЯ ЖИЗНЬ)"
Сергей Хачатуров, 'Время новостей', N6 (19.01.2003) February 2004.
Крокин-галерея представила "Другую жизнь" Константина Батынкова

Беру на себя смелость утверждать: новая выставка Константина Батынкова - лучший его проект (по крайней мере из всех, мною виденных). Убеждает все: ясный замысел, отменное качество репрезентации, богатый ассоциативный фон.

Называется выставка "Другая жизнь". В уютных залах Крокин галереи развешено много монохромных (черно-белых почти) полотен. Техника традиционная: х., м. (холст, масло). На полотнах изображен культурный досуг трудящихся зимой. Тех трудящихся, которые неукоснительно следуют грандиозному совету грандиозных "Отпетых мошенников": "Бросай курить, вставай на лыжи. Здоровьем будешь не обижен". Запечатленные Батынковым бодрячки-физкультурнички водят лыжные хороводы где-нибудь в лесопарковой зоне, недалеко от высоковольток, автострад, велотрека в Крылатском и трамплина на Воробьевых горах. Вроде все тривиально, обыденно и банально. Но когда вглядываешься в черно-белые холсты внимательнее, что-то цепляет глаз... такое, отчего холодок по спине, а в башке кошмарики. Что-то, превращающее обычную лыжную прогулку в глюк мегагалактического масштаба. На одной картине группка лыжников вытянулась в цепочку на снежной равнине. На задний план вдвинуто нечто глыбовидное, угрюмое, высотой затмившее солнце. Ой, да ведь это нос гигантского ледокола, невесть как и зачем застрявшего в чистом поле у высоковольтки МКАД. А тут, гляньте, в узнаваемый лесной пейзаж лазутчиком пробрались мимикрировавшие под елки инопланетные летающие зонты. На другой картине лыжник летит не над ущельем Воробьевых гор, а над разверзнутой бездной, в которой клокочут жутковатенькие пузыри земли. Здесь народец муравьиных размеров водит хоровод вокруг поваленного дерева протяженностью километра эдак с два. Там из горнолыжников сплетается иероглифический узор китайской шелкографии. В общем, как поют другие грандиозные исполнители попсы русской: "Неверо-неверо-неверо-ятно. Круто, но путано и непонятно".

Хотя все понятно на самом деле. И потому, кстати, очень здорово. Проторенная Батынковым галлюценогенная лыжня соединяет наше подсознание с эстетическим опытом искусства нового времени и даже с отечественной станковой живописью поставангардного периода: от ОСТа ("Общества станковистов" 20-х годов) до Нисского. Снеговики высотой с десятиэтажный дом, застрявшие в подмосковных полях ледоколы, летающие тарелки над заснеженным велотреком в Крылатском - герои сновидений, из которых художник творит образы и прекрасные, и возвышенные. По словам английского философа эпохи Просвещения Эдмунда Берка, возвышенное -- то, что пробуждает ужас, не вмещается в зрительный опыт, представляет угрозу, но не реальную, а мнимую, приятно щекочущую нервы. Какой визуальный фильтр использовал для своих возвышенных сюжетов Батынков? Да те самые, заряженные советским оптимизмом и энергией новой жизни полотна Дейнеки, Тышлера, Лабаса, Нисского. Признаюсь, табуны физкультурников, подвешенные над людским муравейником дирижабли, аэропланы или проткнувшие бесконечность рельсы в ледяном вьюжном пейзаже воспринимались мною таким же вот сюрреалистическим глюком, а не гимном здоровой и цветущей советской жизни.

Константин Батынков этот давний глюк родной станковой живописи вспомнил и выпустил в пространство и время сего дня. И оказалось, что и Эдмунд Берк, и Тышлер, и Нисский по-прежнему живее всех живых.

Сергей Хачатуров,
"Время новостей", N6 (19.01.04)

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2018 Krokin Gallery, All Rights Reserved.