Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Наседкин Николай  
"ПЕРЕХОДИТЕ НА МОЗАИКУ ИЗ ГАЕК (к проекту ОРНАМЕНТЫ...)"
В.Мойст, Gazeta.ru January 2005.
Притомившись писать картины овсом, кровью и экскрементами российские художники перешли к национальному богатству - нефти. В Крокин галерее открылась выставка Николая Наседкина под названием "Орнамент. Живопись нефтью".

Если помните, перед Новым годом мы анонсировали 1-ю Московскую биеннале современного искусства. Поздравляем, началось. Лавинообразность фестивальный процесс обретет несколько позже, а пока что речь о стартовом событии из параллельной программы. Своеобразным эпиграфом к биеннале послужила выставка под названием "Орнамент. Живописью нефтью", представленная художником Николаем Наседкиным в Крокин-галерее.

С виду картинки как картинки. Черно-коричневые спирали и полукружия на картонных листах, с просветами и потеками, - обыкновенная абстрактная экспрессия, какой у Наседкина всегда хватало. Но ведь нефтью же сделано, господа! Это заставляет морщить лоб и пристально вглядываться в живописную поверхность: где тут обещанная трансмутация вещества и глубинная метафора? На глаз ничего такого не обнаруживается, однако внутренний голос все равно будет твердить: круто! Когда так сопрягаются миф об основном национальном богатстве с архетипической красотой народных узоров, не может быть, чтобы зрелище не содержало какого-то скрытого волшебства. А что взором его не постичь и носом не унюхать, так это от несовершенства человеческих чувств.

И какая поразительная простота замысла! Полсотни долларов за баррель - совсем недорого для живописного материала. По сравнению с масляной краской, которая тоже именуется oil, фактически даром. Отчего же художники до сих пор не пользовались нефтью в своих произведениях?
Да потому что писать ею картины - все равно что воду носить решетом.

Не технологично. С точки зрения ремесла - откровенная придурь, но это пока не дошло дело до концептуальной постановки вопроса. Тут уж свои правила, утилитарные и безумные одновременно.

Вообще-то, всякая концепция втайне мечтает дослужиться до мистерии. Чтобы не хмыкали, не всплескивали руками в фальшивом восторге, не поводили понимающе бровью, а цепенели и благоговели. Чтобы подумали: "Вот оно, действо или зрелище, вобравшее в себя важнейшие эманации современности и озарившее наше жалкое существование символическим светом". Ирония и коммерция - это попутно, в качестве страховочного варианта. Если не выйдет мистерии (обычно не выходит), легко сделать вид, будто мы тут просто стебались и бабки заколачивали. Впрочем, заколачивание бабок на концептуальных опусах - само по себе мистерия.

Так вот, зачем и как из нефти делать орнаменты, и почему именно орнаменты. Последнее объясняется проще всего: изображать что-либо жидкими углеводородами настолько неестественно, что, кроме орнаментов, ничего другого и не выходит. Художник Николай Наседкин с весны парился так и эдак, добавляя в стратегическое сырье то лаки, то присадки, чтобы добиться нужных пластических свойств.

Примерно так бальзамировщик достигает сходства покойного с его прижизненным обликом, чтобы родные и близкие не забывали, кого хоронят.

Благо, Наседкин - толковый мастер и с задачей управился. В результате возникли картинки, отдаленно напоминающие живопись традиционными материалами. Это к вопросу - как. А для чего делалось, лучше и не задумываться: умопомрачительные открываются бездны в смысле перспектив. Можно подарить ООН как символ России, или продать какому-нибудь лояльному олигарху для украшения кабинета, или еще возить от буровой к буровой в качестве культурной программы.

Бывали, конечно, опыты и позабористее. Прошлой весной, к примеру, матерый концептуалист Юрий Альберт демонстрировал живопись кровью и экскрементами - вот где дышали почва и судьба. Но и с нефтью неплохо придумано. Сразу вспоминается творческий подвиг художника Феофана Мухина, который в "Золотом теленке" портретировал овсом товарища Плотского-Поцелуева. А что, по-своему символично и преемственно: от крестьянской образности - к индустриальной. Собственно, Остап Бендер так и советовал: "Бросьте свои масляные краски. Переходите на мозаику из гаек, костылей и винтиков". До нефте-арта его воображение не добежало, но на то и потомки, чтобы корректировать отеческие прогнозы.

Велимир Мойст

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2018 Krokin Gallery, All Rights Reserved.