Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Аввакумов Юрий  
"к проекту LA SCALA"
  July 2005.

". . .Идея подъема или побега вечно присутствует у Аввакумова в его повторяющемся мотиве приставных лестниц; лестница издревне была символом вознесения на небо. В качестве конструктивного элемента лестницы используются художником скорее в плане скульптурном и метафорическом, чем функциональном.

В произведении Аввакумова "Монумент Пожарной Эвакуации" 1988 года, спутанный пучок лестниц поднимается по поверхности некоего полупрозрачного экрана или стены. Его "Полярная Ось" 1987 года сконструирована как башня из лестниц, ограниченная с концов отражающими поверхностями, которые продолжают ее до бесконечности вниз и вверх. В "Монументе Баррикаде" 1989 года еще одна плотная горизонтальная масса лестниц лепится наподобие ограды по симметричной стене из ступеней; эти два способа подъема - приставная лестница и ступени - превращаются здесь в баррикаду.

Динамизм татлинского конструктивизма можно соотнести с революционным оптимизмом, а восприятие - с навязчивой идеей будущего, "с задачей, стоящей перед нами", как он выражался. В работе Аввакумова историческая ссылка и механизм сравнений и оглядки на прошлое используются таким образом, что выявляют скорее ощущение настоящего, зажатого между симметрично расположенными прошлым и будущим.

В противоположность динамичным и однонаправленным композициям Татлина с их траекторией вперед как в пространстве, так и в истории, конструкции Аввакумова всегда построены на визуальном и вербальном балансе альтернатив - конструктивистский проект сосуществует с соцреалистическим: средство к побегу зависает в воздухе, склеивается хрупкий карточный дом, тяжелый купол перевернут и превращен в воздушный шар.
Если "Полярная Ось" отражает множество уровней подъема и спуска, то плотный сгусток "Баррикады" изображает границу, но в разнонаправленной конструкции все же воплощает ожидание бесконечного множества возможностей, которое и составляет тонкий пласт существования между будущим и прошлым".

Michael Govan "Temporary Monuments: ascent and descent". World Architecture ?15, London, 1991



. . ."Лестница, ведущая никуда" приобретает значение емкого символа. "Лестницу как таковую" (как сказали бы русские футуристы) Аввакумов рассматривает и так и эдак, внимательно и досконально, любуется неисчерпаемой многозначностью этой элементарной, в общем-то, формы. Она осознается архитипической и универсальной, являющейся одним из первоэлементов архитектуры и одним из ее символов, олицетворений - наряду с колонной и опирающейся на нее балкой, сводом, дверью, окном, очагом. Аввакумов использует в моделях маленькие (как игрушечные) лестницы или сооружает их в натуральную величину, иногда приносит в свои инсталляции настоящие приставные лестницы, стремянки. Все они никуда не ведут, но обязательно что-то значат. Одни из них напоминают неведомые археологические экспонаты или фрагменты крестьянской утвари, функции которой уже забыты. Другие - цирковой реквизит, раскачивающиеся, но не падающие как "ваньки-встаньки", лестницы для эквилибристов. Третьи совершенно "устраненно" размещены в пространстве или в сочетании с другими архитектурными формами. Четвертые - совсем обыкновенные, утилитарные, но помещенные в несвойственную им среду, как будто требуют заинтересованного внимания.

Аввакумов настойчиво напоминает о будто бы простом и общеизвестном, но делает это увлекательно и совсем по-своему. Его композиции, как отдельные строфы, складываются в "гимн лестнице". Невольно задумываешься, что без лестницы вообще нет архитектуры, что она, как колесо (по Аввакумову, колесо - свернутая в круг лестница), связывает пространства, позволяет сооружать этаж над этажом, дополняет строительные структуры диагональными и вообще косыми направлениями, осуществляет непрерывность пространственных связей через прерывистую, расчлененную на ступени форму.

Через демонстрацию неисчерпаемости пластических и образных потенций, которыми обладает такая простейшая архитектурная форма, как лестница, Аввакумов настойчиво напоминает нам, что форме в архитектурном творчестве должно принадлежать первое место".

Анатолий Стригалев "Бумажная архитектура из железа". Из каталога выставки "Временные монументы". ГРМ, С.Петербург, ГНИМА им. Щусева, Москва, 1992-93



Как в архитектурных проектах, так и в графических сериях Аввакумов варьирует неисчерпаемую тему "Лестницы" - бесконечных ступеней, нигде не берущих своего начала и не имеющих конца. Они возносятся вверх и низвергаются вниз, перекрещиваются и наслаиваются друг на друга; они уподобляются конструктивистским башням, ложатся на плоскость листа и, отталкиваясь от него, парят в воздухе. При этом, они неизменно сохраняют свою статику, свою подчиненность одним только им присущим законам.

Применяемая Аввакумовым техника монотипии позволяет ему каждый раз по-новому воспроизводить тему, меняя в своих произведениях цвет и форму. От листа к листу разворачивается сюжет: сам рабочий процесс предстает как самораскрытие, смена отдельных этапов и неуклонное совершенствование образа. Однажды найденный, он всегда предстает в этом процессе реальным, исполненным смысла, конструктивиски-достоверным и одновременно иллюзорно-материальным. Ритмическое напряжение форм особенно сильно ощущается при взаимодействии образа с геометрическими линиями нотного листа. Пространство разрабатывается не в глубину, а становится, как в архитектурном проекте, объектом взгляда сверху. Вещественное и абстрактное, инженерная точность и духовная красота являются чертами безупречно выверенной и столь же безупречно исполненной архитектурно - бумажной сюиты, в своем молчании и отвлеченности больше говорящей зрителю, чем можно выразить словами. Не стареющие слова Шлегеля - "Архитектура - это застывшая музыка" наиболее точно отражают скрытое в ней отношение постижимого к духовному.

Нина Куриева - из каталога выставки МАСТЕРСКИЕ МОСКВЫ II, Академия Искусств, Берлин, 1995

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.