Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Насонов Аркадий  
"ШЕСТЬ ОТВЕТОВ А.НАСОНОВА НА ВОПРОСЫ А.ПЕТРОВИЧЕВА по выставке В ПЛЕНУ У КИНОПЛЕНКИ"
Крокин галерея September 2006.


А.П. Несколько слов о возникновении "Облачной комиссии", ее идее?

А.Н. Несколько слов - конечно, сложно, сочинения на тему "Моя Родина-СССР" всегда попахивали параноидальной бесконечностью. Разве что немного фактов. В 1991 году в нашу (совместную с Д. Лигеросом из Одессы) мастерскую попала книга 1930-го года "Определитель Облачных Форм", изданная под руководством Облачной Комиссии. Название вдохновило нас на создание новой Комиссии. Мы сделали членские документы, печать, набор канцелярских бланков.

Таня Деткина и Володя Могилевский взяли на себя переиздание определителя. В декабре 1993 года в Московском Планетарии состоялся слет ОК. Новоиспеченным Комиссарам и их гостям вручили Определители. Любой желающий вступить в ОК выбирал понравившийся тип облаков, который он не прочь инспектировать и ему выдавались новые документы. В настоящее время в комиссии около полторы сотни наблюдателей, живущих в разных частях земного шара.

Ну а о стратегии тоже сложно сказать в двух словах, облачные формы бесконечно изменчивы, сейчас они похожи на кисель, вылезающий из чашки, а через минуту на суслика на плече у шахтера, ты лишь выбираешь различные точки наблюдения, инспекции

Для меня всегда была важна возможность совместного творчества: в начале 90-х появилась ОК, в середине 90-х - общество "ТАРТУ", в двухтысячных я стал частью Медгерменевтики. И хотя сейчас ситуация коренным образом отлична от 80-х, все-таки есть надежда на коллективные проекты, инспирированные изнутри, а не выполняющие кураторские "задания на тему". . .



А.П. То есть, для тебя, долгое время работающего в одиночку, тоска по коллективным действиям все ж таки присутствует? Или это в пику кураторскому авторитаризму?

А.Н. В ситуации, когда всегда есть что сказать от себя, и представляешь, что может сказать компаньон, происходит как бы увеличение убойной силы месседжа, Но мне даже интересно не это, а своеобразный обмен разума. Сотворчество - это высшая степень дружеских отношений. Последнее время все мои коллективные действия происходят с музыкантами. Они более открыты к групповым историям, ведь каждый выиграет свою партию. И у них не так, как у художников, фонит нарциссическая тема "индивидуальной судьбы".

Несколько раз мы делали перформансы по моей книге "Антиподы": чтецы зачитывали истории происходящие на противоположных сторонах земли, музыканты озвучивали, а я в реальном времени иллюстрировал происходящее видеосюжетами. К сожалению, эти акции происходили только в Европе, здесь пока не поступало адекватных предложений. С моей супругой - композитором Иванкой Скриванек - мы периодически монтируем видеожурналы. Так что на тоску времени не хватает. На второй вопрос я отвечу своей старой идеей провести выставку кураторского искусства, на которой были бы выставлены поделки и рисунки кураторов - кто на что горазд, - но отбирать работы и давать темы будет художник-куратор. . .



А.П. Как возникла идея проекта 'В плену у кинопленки'?

А.Н. Последние два года я работал на большом кинопроекте. Я снимал кино о том, как делается кино, и параллельно был фотографом группы. Когда же у меня накопилось более 50-ти часов видео и свыше 10000 фотоснимков, передо мной неминуемо возникла проблема отбора. Каким образом один кадр через свою бесконечную редупликацию в печати, рекламе будет нести более емкую информацию о фильме, нежели другой? Какими внутренними рычагами этот образ будет цеплять зрителя?

Я зарывался в материал, и тут меня посетило откровение, что информация о целом фильме в них всех абсолютно одинакова. Эти кадрики - лишь разные фазы одного движения, движения кинопленки. Важно насколько снимок растянут в настоящем, и намекает о своей прошлой и будущей фазе. Так что я стал выбирать кадры лишь по эстетическим соображениям цвета, света, композиции, перспективы. Стало как-то легче.

Конечно, обычно для рекламы важен фактор следования драматургии, акцентирования на ключевых, переломных, с точки зрения литературной фабулы, местах, но это опять-таки идеологический, текстуальный подход. Пересказать словами фильм - это абсурд. А как же все эти передышки, вздохи облегчения, проезды, проходы, панорамы, весь описательный киновоздух? Неважные с точки зрения сюжета, эти "провалы", как ни странно, часто составляют основную часть кинокартины и даже с точки зрения кинопроизводства они зачастую гораздо сложнее в исполнении, нежели ключевые диалоги или монологи героев. Поэтому отнюдь не все кадры из "моих будущих фильмов" подойдут в качестве рекламных. Большинство из них скорее напоминают телезаставки между телепередачами.

Помните эти заснеженные скамейки в парках под "легкую инструментальную музыку". Ничего не происходит. Падает снег. Остается лишь посмотреть на них, чтоб отдохнуть от всего того литературного бреда, который их окружает. . .



А.П. Имеет ли для тебя живопись самоценность и как она соотносится с твоими видеопроектами?

А.Н. Иногда живопись выступает иллюстрацией к каким-то моим псевдонаучным открытиям. Иногда сюжет придумывается по ходу написания картин, иногда позже. За много лет до того, как я узнал о существовании концептуализма, в детстве я рисовал картинки с подписями, зачастую никак не соотносящимися с изображенным. Помнишь текст Кабакова 'Муравей'? Нечто подобное я испытывал в детстве, глядя на иллюстрации в детских книжках.

В этом проекте текст выведен за пределы изображения, поскольку они существуют в разных временных срезах. Текстовые синопсисы намекают на будущее, описывают, каким образом может развиваться сюжет кинокартины, холсты же наоборот направлены в прошлое, как будто эти кинокартины давно уже сняты. Временное противоречие снимается присутствием рамок в виде кинопленки, обнажающей всю целлулоидную условность кинопроцесса. В данной экспозиции видеоряд так же, как и картины, подчинен тематическому пространству, зажатому между двумя темами, представляющими для меня основной интерес: кинематографу и сновидениям: Это пространство гадания и прогнозирования будущего.



А.П. Не возникает ли противоречия, когда ты замыкаешь кадры на самих себе, подчеркивая их принципиальную "рамочную" ограниченность, при этом рассуждая о будущем как категории обусловленной временем, его течением?

А.Н. Кадры ограничены форматом рамки, также как и живопись, хотя живопись может еще распадаться на фрагменты. Фрагменты же фильма имеют (в отличие от живописи, намекающей на присутствие третьего измерения) временную протяженность. Они достраивают не пространство, а время. За минуту экранного времени может пройти минута, а может несколько лет. У меня когда-то был такой проект - реакция на выставку одного польского фотографа, делающего снимки себя каждого 1-го и 15-го числа месяца. После его смерти состоялась выставка постепенного старения автора.

Я решил заделать щель между 1-м и 15-м и снимать себя каждый день эти две недели. Естественно, что я не очень изменился за это время. Это была своеобразного демонстрация замороженного принципа кинематографа, где каждый последующий кадрик неотличим от предыдущего.



А.П. Искусство очень часто улетало в своих иллюзиях в будущее, иногда искусство попросту засыпало, "скачивая" разного рода информацию из зазеркалья личностных сновидений. Что для тебя есть сон? Страшно подумать, что если взять среднюю продолжительность жизни, то получается, что мы спим 25 лет.

Это слишком большая роскошь - провести четверть века в беспамятном отдыхе. Для меня это довольно весомый источник вдохновения. Вот уже более десяти лет я веду дневник сновидений, может когда-нибудь его удастся опубликовать. Многие мои проекты посвящены этой теме. Даже моя фамилия намекает на это.

Один проект рассказывает о жизни человека, который всю жизнь спал. То есть он нормально функционировал, но при этом пребывал в параллельной реальности, Он родился в день, когда Ленин подписал указ о создании СССР, а проснулся после Путча. Звали его Совет. По сути, он прожил жизнь Советского Союза.

Еще был проект "Этимология Сновидений", в котором исследовались личности, в именах которых присутствует слово сон. Я начал с себя и прошелся по Мендельсону, Паркинсону Бессону и многим другим, включая Карлсона. Например, Якобсон распадается на Сон Якоба. В Библии это лестница в небо, таким образом, возникают разные семантические цепочки.



А.П. И все-таки как возникает сюжет кадра?

А.Н. Любой кадрик фильма - это картина. В фильме их многие тысячи. Интересно рассматривать любой кадр как картину. Это идея обратная нашему проекту "В плену у кинопленки", где картина является кадром. Еще у меня есть такая идея. Найти в стоп-кадрах из фильмов всю историю живописи: и ренессанс, и импрессионизм и барокко и даже абстракцию.

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2017 Krokin Gallery, All Rights Reserved.