Новая выставка Александра Панкина «Геометрия имени» развивает его многолетнюю художественную программу взаимодействия науки и искусства, которые, по мнению автора, всегда существовали в едином пространстве культуры – отсюда каждому произведению этой серии, каждой разработке художественной формы предшествует в небольшом объёме исследовательская работа – структурный анализ словосочетаний.
Слово – это бинарная система, состоящая из определённого количества гласных и согласных звуков. Прежде чем стать словом, они формируются в слоги – важный элемент «словостроительства». Число названных элементов также имеет значение в этом процессе формообразования, согласно с тем, что слово, как и число, есть форма.
В данном случае Александру Панкину интересна тема «Геометрия имени», главная задача – воплотить числовую реальность через художественную форму в пространстве искусства на примере не только имён знаковых исторических фигур, но и близких друзей, современных художников.
ФРАГМЕНТ ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ПАНКИНЫМ
Серия «Геометрия имени» имеет более общее название: «Геометрия словосочетаний».
Философию имени разрабатывали Павел Флоренский, Алексей Лосев и другие выдающиеся мыслители. Для меня сам феномен имени – особый значимый объект реального мира. Но значимость самого феномена имени остаётся незамеченной. Мы к этому привыкли, как привыкли к воздуху. Имя – совершенно удивительная вещь: мы живем, дышим и не замечаем значимость воздуха, и не замечаем значимость имени. Но имя – основа в создании контактов между людьми. Алексей Лосев говорил, что объект, не имеющий имени, в нашем сознании не существует. Павел Флоренский утверждал, что человек без имени – еще не человек, потому что он не может установить отношения ни с самим собой, ни с внешним миром.
Для меня имя стало реальным объектом материального мира, всего того, что можно представить на картинной плоскости. Как это выразить пластически, в формате искусства? Надо учитывать, что это особая культура формообразования и в чистом виде научное искусство, или science art (англ).
На русской почве словосочетание «научное искусство» возникло в 2012 году в МГУ, когда формировали по этой теме первую выставку, в которой участвовал и я. В основе проекта «Геометрия имени» лежит структурный анализ словосочетаний, анализ в данном случае конкретного имени.
Имя может быть одномерным: например, Михаил. Но этого недостаточно. Второй параметр – отчество. И потом – фамилия. Полное имя – три параметра. А что такое анализ? Это математическая операция, результат которой я визуализирую с помощью геометрии. Имя имеет пространственную интерпретацию. Это одномерная линейная структура. И в тоже время здесь потенциально заключена трёхмерность.
Я опираюсь на очень важную разработку моего друга математика Александра Александровича Зенкина, основанную на переводе линейной одномерной структуры в двумерное пространство. У него в 1991 году вышла книга «Когнитивная компьютерная графика», где он, чтобы решать проблемы сугубо математические, выполняет эту операцию. Он детально описал перевод линейной структуры в двухмерную. В данном случае это касалось математических объектов, по словам другого математика, Поспелова, это учит геометрическому мышлению в интерпретации реального мира. Эти разработки побудили меня структурировать имя, а сама структура основана на бинарности, ведь и у слова та же бинарная структура: гласные и согласные, где очень важно количество букв, гласных, согласных звуков, слогов и так далее. И словосочетание, и имя – одномерные, линейные системы, которые можем проанализировать, ничего при этом не увидев. Чтобы визуализировать результаты анализа, я выхожу на математическую операцию – это перевод одномерной линейной структуры в двухмерное пространство. И в этом формообразовании большая смысловая основа.
Искусство во все времена занималась проблемой пространства. Павел Флоренский заметил, что всякое искусство – это организация пространства. Моей главной задачей было создать арт-объект, создать произведение искусств, в формах которого воспроизвести то, что в математике понимается как «пульсирующее пространство». Иногда оно кажется хаотическим, но это детерминированный хаос, там всё структурировано и присутствует свой особый порядок, своя гармония, основанная на иррациональных числах. Я получаю геометрическое поле, которое определяется именем-объектом.
Картинная плоскость – это двумерная структура, но способная воплотить пространство колоссальной глубины и вызвать ощущение его трёхмерности (прямая и обратная перспективы). Теперь с помощью математического расчёта определяется прямоугольник, который объективно вытекает из конкретного сочетания имени и фамилии. И это воспринимается как пространство еще более глубокое, чем пространство самой картинной плоскости, но важно здесь то, что, когда мы анализируем этим методом конкретное сочетание фамилии и имени, возникает пульсирующее пространство.
Первое имя, которое я проанализировал подобным образом, было имя Казимира Малевича. Я попытался это сделать, когда познакомился с вышеупомянутой работой А.А.Зенкина и его методикой перевода структур в иные пространства. У Казимира Малевича просто идеальное по гармонии имя, какое нечасто встречается. Я всегда прибегаю к математическому расчету, который говорит о гармонии того или иного имени.
Мой выбор имён для этой выставки был предопределён. Для меня было важно прочувствовать и визуализировать геометрическую основу имён тех художников, тех личностей, которые мне очень дороги. Всё началось, как я уже сказал, с Казимира Малевича, потом был Велимир Хлебников, Василий Налимов, что было естественно. И в то же время я решил продолжить этот ряд, обратившись к именам моих современников, замечательных художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Александра Пономарёва, Константина Батынкова, Владимира Наседкина и Татьяны Баданининой, Леонида Тишкова, Александра Джикия, Александра Константинова, композитора Владимира Мартынова.