COSMOSCOW


17.12.10–19.12.10

РОМАН МИНАЕВ

«БРЕНДЫ»


18.11.10-12.12.10

Борьба за мнимое первенство в современном искусстве создает сегодня полемику, основным предметом которой становятся отношения, регулируемые рыночными механизмами. Комплекс сложившихся в таких условиях ориентиров включает в себя участие в престижных выставках, приобретение работ важными музейными коллекциями или утвердившаяся высокая цена на продукт искусства.

Таким образом, в условиях размытых критериев качества, нерелевантности художественного высказывания, произвола ценообразования и т.д., создается иерархия условных ценностей. Подобные процессы автоматизируются и предлагают постоянно обновляющийся рейтинг.
То есть, успех на художественном рынке становится убедительным и неоспоримым критерием "настоящего" искусства. Он представляет из себя конструкт, который направляет современное искусство не на решение творческих задач, а на достижение некого авторитетного статуса. Данный проект доводит это положение до абсурда, подчеркивая слияние культурных и коммерческих ярлыков.

Условие знакомства с их эстетическим или концептуальным содержанием не является обязательным условием. Данный метод направлен на легкое запоминание и распространение брендов, которые служат не только гарантией качества и доказательством компетентности. Они освобождают от риска неправильного выбора, реализуя тем самым желание потребителя быть включенным в определенную социальную группу.

Роман Минаев

АЛЕКСАНДР ДЖИКИЯ

«ЖЕСТЬ»


14.10.10-14.11.10

"Человеческая речь очень ещё не развита, находится в зачаточном состоянии, и понадобятся ещё столетия, прежде чем сколько-нибудь значимая часть человечества сможет, наконец, общаться при помощи слов и освободится от таких, в общем-то лишних, но покуда незаменимых языков общения, как музыка и изобразительное искусство.

Циолковский

Чем можно объяснить название Жесть - тинэйджерским жаргоном или металлургической терминологией? И тем, и другим.

Будучи людьми, не первой уже молодости, мы не догоняем всех тонкостей молодёжной лексики, но будучи по жизни ценителями русской словесности, мы подбираем практически уже отброшенное (по молодому недомыслию) слово и, обтерев с него рукавом пыль, выставляем его, блестящее острыми краями, на всеобщее обозрение.

Поднебесный грохот прилагается в виде нанесённых на жестяные поверхности изображений цвета свежезапёкшейся крови.

Джикия устал от своих "греков", оставил в покое свою очень не греческую античность, и вернулся к общим соображениям о смысле жизни человеков и прочих существ, как в недобрые старые времена. Вернулся к разговору о личностном, даже о слишком личностном, "вырезанном" из достаточно интересного, но небезопасного материала, именуемого - не то жизнь, не то жесть. Что, собственно, одно и то же.

Джикия вернулся к жести своих давних сюжетов и смыслов.
Когда мы спросили его, почему, он ответил:
"Кончилось время фальшивого золота. Наступило время настоящего железа"
90 - ЫЙ

20 ЛЕТ ГАЛЕРЕЕ


16.09.10 - 10.10.10

Ю. Аввакумов, К. Александров, Т. Баданина, К. Батынков, А. Бильжо, Н. Бугашев, И. Гансовская, Н. Горюнова, А. Джикия, В. Дубоссарский, Ф. Инфантэ, П. Инфантэ, А. Константинов, С. Кужавский, А. Мареев (Лим), В. Мигачёв, А. Митлянская, Ш. Надров, В. Наседкин, Н. Наседкин, А. Насонов, В. Орлов, А. Панкин, А. Пономарёв, А. Репешко, В. Самсонов, В. Ситников, А. Скрипка, А. Смирнский (ФенСо), В. Смирнов (ФенСо), Л. Тишков, Н. Турнова, А. Фролов, Д. Цветков, С. Цигаль, К. Чёлушкин, С. Шутов и др.
АРТ МОСКВА

22.09.10–26.09.10

ГРУППОВАЯ ВЫСТАВКА

«КИТЫ СЕЗОНА 6»


12.08.10–05.09.10

Первая волна кризиса, если верить экспертам, прошла и киты поспешили набрать свежего воздуха, но вместо оного оказались в головокружительной среде угарного газа. Водоёмы пересохли, жизнь замерла. На горизонте замаячили отмели. Не то силиконовые, не то кремневые, только, почему-то в наших широтах. На берегу заговорили на языке искусства, употребляя специфические термины из области культурологии. Киты не чуждые модернизации и инновациям понимают, что на сей раз, это не о них. И пафос авангарда в условиях тотального задымления воспринимается по-особому на фоне футурологического тумана "природной" аномалии.

Впрочем, неизвестно каким будущем озадачены продвинутые футурологи, ведь киты давно освоили мутные воды постмодернизма, то есть вышли в умозрительные недра за "пределы истории", которая, по мнению многих продвинутых же пользователей осталась где-то в прошлом. И вероятно, речь идёт о модернизации постмодернизма...?

Короче, на поверхность, особенно в августе лучше не всплывать, а то, наглотавшись дыма, можно действительно оказаться на мели. Ну а волны, будь-то кризиса или 'природной' аномалии уже становятся привычными. У кита из числа их музефицированных прапращуров, валов было девять. И ничего, вошёл он этим "валом" в ГТГ и определил специфику валового национального продукта антикварного рынка. Но, что характерно, работал как кашалот. У нас, в московских заводях есть один такой гигант, уроженец черноморья вечно упрекаемый за подобные чрезмерности.
Вообще гигантов в территориальных водах нашей культуры много, гигантов, чей культурфарватер не предопределяется мифическими волнами современности или постсовременности. Эти волны способны ввести в тремор лишь поверхностных водоплавающих. Кит - явление глубоководное, а там, на глубине не так штормит и мотивации иные. Да если и штормит:

Кто знает, может, поэтому образ подводной лодки столь любим в их среде и многосложен, как некая глубинная идея. А о "водолазах", возведённых некоторыми китами в культ и говорить нечего. Но это частности, ведь спектр интересов у китов отнюдь не всегда столь глубоководен, иногда поверхностен, в хорошем смысле этого слова. Иногда даже космичен, ведь не зря железяка, бороздящая космические пространства, называется космическим кораблём!
На поверхности мирового арт-океана стала понемногу натягиваться штилевая гладь. Но опять же в наших широтах "благоденствие" и "мнимость", слова синонимы. Этим и живём. И чревовещания заокеанского водомута с зеркальной фамилией, некогда мутившего наши водоёмы, о грядущей второй волне воспринимаются как очередной информационный повод. Не более.

Ну не читали наши киты тамошних классиков и не прониклись их призывами к труду во имя богатства, а, как и прежде в своей массе исповедуют старомодный принцип достаточности и внутренних мотиваций в определении собственного фарватера в океане культуры. Киты, если это на самом деле киты, обходят давно известные им омуты дешёвой популярности. Крупнотоннажные представители полюбившейся нам фауны предпочитают, не заострятся на этом, а то не равён час, перепутаешь мнимую воронку с чёрной дырой, что чревато, хотя и небезынтересно.

Отсюда активизация очередного дискурса становится даже вожделенной, способной обогатить информационное пространство естественной паузы, обозначенной последним гудком безумной африканской вувузеллы, "ясновидящего" осьминога Пауля и угарного газа достаточно странного лета.

И китам остаётся лишь выпустить инновационный фонтанчик в сторону светлого будущего, просматривая неясные очертания нового сезона, сквозь, августовскую жаровню и едкий дым родных торфяников.

ПРОЕКТ ФЕНСО & ПОЛУШКИНЫ

«ФРИЛОГИЯ И ДЖЕЙНИЗМ»


08.07.10-08.08.10

Итак, вторая серия, вторая серия фрилогии совмещённая с очередным респектом в сторону Джейн. Почему так? Опять же потому, что второе отчасти помогает объяснить первое, так как первое на сей раз говорит за себя скорее стилем, чем конкретными словами. Именно поэтому в одну из версий названия этой части фрилогии нами было втиснуто слово дефиле, отчасти это просто прогулка хоть и по весьма значимому для нас маршруту вдоль берега Москвы-реки, набережной связавшей подобно катету две точки геопатетического треугольника московского искусства, треугольника внутри которого за последние 18 лет генерировались центры московской изобразительной современной культуры, такие как первое галерейное сообщество середины девяностых, возникшее на Якиманке, недавняя Арт-Стрелка, и ныне Красный Октябрь. Треуголка условно определяемого вершинами новой и старой Третьяковки и Пушкинского музея.

Герой нашего дефиле человек с золотым веником в странноватом подобранном им самим костюме как бы курирует этот катет проверяя чистоту его вектора одновременно неся свой стиль к эпицентру столичной моды развернувшему свои павильоны на Васильевском спуске. Он как бы неформальный пограничник территории искусств моды и своего собственного стиля выдающего в нём человека гротеска склонного к утрированию классики, манера несколько снобистски намекающая на скрытую идеологическую нюансность значений этого шоу о которой мы обмолвились выше.

Примерно похожую роль выполняет вторая часть экспозиции, посвящённая недавней киноадаптации с названием Lost in austen. Восполненная нами часть экранного времени не вошедшего в фильм лишь своей минималистической стилизованностью образа героини призвано обратить взор зрителя через врата адаптации к значимости мира произведений Остен стремительно обрастающего подобно интеллектуальной моде новыми границами интерпретаций.

Антон Смирнский

СЕРГЕЙ ШУТОВ

«ТЕРРАТЕРАПИЯ РОРШАХА»


03.06.10-04.07.10

6 ответов Сергея Шутова на вопросы Александра Петровичева о проекте

Кто такой Роршах?

Герман Роршах (нем. Hermann Rorschach) швейцарский психиатр и психолог. В 1921 году им разработан психодиагностический тест для исследования личности. Тест Роршаха, известен также под названием 'Пятна Роршаха'. Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций - испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид 'видит' в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

Проективные методики - тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон.
В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Из них конститутивное, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршах, терратерапия)

Предлагаемая версия позволяет найти связь между графическим начертанием, изображением страны и перципиентом, любителем географии. Например, изображение южной части северной страны на севере, юге, западе,востоке и западе может благотворно повлиять на здоровье населения этой страны. Можно заняться терратерапией, скажем, индустрии. Например, на карте юга страны изобразить индустриально развитый север. Хотелось бы привести простой пример, если бы на севере, юге, востоке и западе картографического изображения СССР находился Крым, общесоюзная здравница, то история нашей страны сложилась бы иначе.

Жаль, что на данный момент всесоюзная здравница Крым по ту сторону оси. И всё-таки о вашей выставке - что послужило её "стимулом"?

Сегодня, во время исчерпания идеи государства, возникает масса неврозов и психопатических реакций на это. Моя задача смягчить и подвергнуть терапии фрустрированную часть общества. Карты, как условно - достоверное изображение страны прекрасный инструмент для этого. Искажения длин вдоль меридианов, искажения расстояний на параллелях, искажении углов, формы карт позволяют использовать картографию как психотерапевтический инструмент. И, наконец, тест Роршаха можно рассматривать как реакцию медицинского сообщества на взрывное развитие художественной практики того времени.

Не соглашусь с утверждением насчёт исчерпания идеи государства, скорее тупиковой оказалась безыдейность самого государства. Обнаружится идея, и кончатся фрустрации. А любопытно, что побудило в те самые, вами не указанные времена 'реакцию медицинского сообщества на взрывное развитие художественной практики'?

Речь идёт про 20-e, 30-e годы, время победы модернизма, психоанализа, что явилось реакцией на идеологические и культурные открытия 10-х.

Получается, что ныне художественное сообщество активно восприняло методики сообщества медицинского?

Художественные технологии с удовольствием привлекают медицинские и наоборот. Член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и обучающий и супервизирующий аналитик Московского психоаналитического общества с успехом использует мою работу 79-го года. Например, у меня в 1996 году была выставка "Лечебное искусство".

В названии выставки присутствует слово 'терратерапия'. С терапией, всё понятно, как быть с 'терра'?

Земля традиционно одно из древнейших лекарственных средств. Почвы используются в косметологии, медицине и пр.

Где-то рядом, как мне видится, лежит ключ к пониманию выставленных на этой выставке необычных карт 'лечебной' географии?

Изображение карты страны давно превратился в символ. Все знают 'итальянский сапог'. Но все знают и проблемы севера и юга этой прекрасной страны. Я предлагаю использовать модифицированные изображения страны, для смягчения нравов особо фрустрированной части общества. Для поклонников юга, можно расположить южную часть страны на севере юге, западе и востоке и выстроить, таким образом "идеальное" изображение страны. Страны-острова, прекрасного Аваллона в океане низменных человеческих страстей.
КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

«ПАРАДЫ»


29.04.10-30.05.10

Прохождение войск с боевой техникой торжественным маршем по случаю официальных праздников и различных торжеств. Парады проводились ещё в армиях Древнего Египта, Персии, Рима и др. В период феодализма монархи (в том числе в России) собирали своих вассалов с войсками для их смотра. Широкое распространение парады получили в 18 в. в Западной Европе (в Пруссии и других странах) для смотра и муштры войск. В России парады в. особенно частыми стали с конца 18 в. (вахт-парады). В Петербурге ежегодно проводились большие парады в.: зимний - на Дворцовой площади, весенний - на Марсовом поле. Кроме того, проводился летний парад в Красном Селе. Большими парадами с участием войск нескольких военных округов заканчивались крупные военные манёвры.

В СССР П. в. проводятся в гарнизонах в ознаменование революционных праздников и важных событий государственного и военного значения. Для проведения парадов приказом начальника гарнизона определяются: состав войск, время и место парада, форма одежды и маршруты следования частей, порядок их построения и прохождения, порядок проведения артиллерийского салюта, если он предусмотрен. Для командования войсками, выделенными на парад, назначается командующий П. в. В установленное время части (подразделения) выстраиваются для парада.

Принимающий парад после рапорта командующего парадом объезжает войска, здоровается с ними и поздравляет их. Сводный оркестр исполняет "Встречный марш". На приветствия принимающего парад, войска отвечают громким "ура". При возвращении принимающего парад после объезда войск к месту приёма парада оркестр исполняет "Славься" (музыка М. И. Глинки). Затем фанфаристы (корнетисты и трубачи) оркестра исполняют сигнал "Слушайте все". Принимающий парад зачитывает приказ или произносит речь, оркестр исполняет государственный гимн Советского Союза, одновременно производится артиллерийский салют. По окончании исполнения гимна войска проходят торжественным маршем. Парад завершается прохождением оркестра.

19 мая 1972 в день празднования 50-летия Пионерской организации в Москве на Красной Площади состоялся физкультурный парад, в котором принял участие тринадцатилетний школьник Костя Батынков. Он был удостоен этой чести как чемпион СССР по баскетболу среди школьных команд. В 1980-м году по эскизам главного художника Бауманского района г. Москвы Константину Батынкову было доверено написать портрет Ленина (400х300см). 1 мая того же года это произведение транспортировано Батынковым лично с применением телеги от Бауманского райкома КПСС и провезено по Красной Площади перед руководством партии и правительства. По завершении парада Константин Батынков был приглашён на приём в Кремлёвский Дворец Съездов и награждён почётной грамотой
ВЛАДИМИР НАСЕДКИН

«ТРАНЗИТ»


25.03.10-25.04.10

4 ответа ВЛАДИМИРА НАСЕДКИНА на вопросы Александра Петровичева о проекте ТРАНЗИТ

Это твоя четвёртая выставка в Крокин галерее. В данном случае "Транзит". О чём она?

Я очень много путешествую, но пару лет назад эти путешествия приобрели особый, можно сказать, дополнительный смысл. Я сформулировал для себя, как для художника некую, в общем-то, несложную программу. Начиная свой маршрут виртуально, то есть прежде, чем куда-то лететь или ехать, я залезаю в Интернет, на Goole Earth и методично исследую место моего будущего визита. Ведь сегодня Интернет позволяет нам путешествовать, не выходя из дома и переноситься в пространства, о которых мы раньше и не мечтали.

Я понимаю, что перемещения по гиперссылкам сквозь ландшафты всемирной паутины - это, конечно, имитация путешествий, но это наша сегодняшняя реальность. Первые впечатления от планируемой поездки в ту или иную страну я получаю именно на Google Earth, где могу "снизить" спутник до нужной высоты и сфотографировать выразительные и интересные для меня топографии и планы всевозможных промзон, аэропортов, городов. И уже потом появляются вторые впечатления - это впечатления и эмоции, полученные непосредственно в том месте, куда я прилетаю уже в реальности и где пишу картины, используя пески и земли разного цвета именно этой местности.

Ты активно используешь в своей творческой лексике слова "геометрия" и "география" с общим корнем "гео", означающим "земля". Для тебя, как современного художника вербальность имеет определённый смысл?

Собственно география, в данном случае лишь многообразная директория моего проекта. На первый взгляд, будь то, монитор компьютера или иллюминатор самолёта избранные территории воспринимаются как геометрические абстракции, но на самом деле это совершенно конкретные документальные "пейзажи". А геометрия всегда присутствует, где существует человек. Это геометрия дорог, аэропортов, промзон, строек, спальных районов. Меня это вдохновляет и хорошо укладывается в систему моего искусства, в его основные стилистические принципы, наполняя дополнительным содержанием "чистую" абстракцию. Так, что теперь меня никто не упрекнёт в формализме, это же пейзажи с высоты птичьего полёта! Конечно, я здесь не оригинален, но для меня важна не оригинальность, а последовательность и системность.

По-моему, то, что делаешь ты, это не писание картины, а её умащение, как мастят дороги? Землями, песками, камушками. От этого они визуально и физически неподъёмны. И в этих умащённых холстах ты постепенно уходишь от чистой геометрической абстракции к дотошной документализации реальности. Когда ты стал применять эти, столь нехарактерные для традиционной технологии грунты, пески, земли?

Если говорить о земле, песках и прочем, то здесь нет чего-то нового. Я не был открывателем. На холст многие и многое чего сыпали и до меня, тот же Пикассо, к примеру. Первые работы подобного плана у меня появились в 1988 году, когда я поехал в Армению. Меня заинтересовало то, что когда армяне посещают свой храм, они крестятся и касаются рукой его каменной стены. Это значение тактильности, физической ощутимости меня сильно впечатлило, и тогда из Армении я привёз килограмм пять земли. Потом из Тибета, Непала и пошло поехало. Практически отовсюду, где я бываю, привожу землю или песок. Всё по-честному.

Холсты по Норвегии, например, такие темные, потому что сделаны непосредственно в той стране из тамошнего песка с фьордов. Так, что здесь я вполне концептуален. Для меня это стало одним из принципиальных составляющих моего искусства. Я вижу в этом что-то, неразгаданное, неясное, но наделённое особым смыслом и значением. Натуральный цвет и фактура подменили в моих работах колорит и собственно живописание. Его как такого здесь нет, здесь нет движения кисти, мазка. Здесь, скорее, конструирование поверхности из фактурных модулей, что перекликается и с моей графикой и металлическими объектами.

Выбор сюжетов у тебя случаен или обусловлен транзитом по странам и континентам, заинтриговавшим тебя геометрическим "орнаментом", наблюдаемым со спутника? Скажем, принципиальным мотивом оказывается аэропорт. Романтические переживания пространств или пространства как таковые?

За последние год, полтора у меня было несколько живописных симпозиумов в Румынии, Владикавказе, Нью-Йорке, Австрии, Норвегии. На этой выставке я транзитом "пролетаю" над Норвегией, Румынией, и Южной Осетии. Они и определяют сюжетную линию выставленных сегодня картин. Они сделаны прямо там, на месте год назад из подножного, если так можно выразиться, материала. А что, касается аэропортов, то первое знакомство со страной - это аэропорт, и геометрия аэропорта - первое удивление и восторг. Но это лишь начало, я углубляюсь в реальную топографию избранной мною страны. Изображая географические и геометрические элементы планов местности, я пытаюсь расшифровать ландшафт и дать ему эстетическую оценку. Это что-то вроде культурной географии и новой урбанистики, где план города или пейзажа является нам, как социально-культурный текст.
Это изменение перспективы, эта возможность почти прикоснуться к небесам открывает мне новое видение пространства, о котором, находясь на земле, я не подозревал, а виртуальный образ, соединяясь с реальностью места, рождает новую правду - правду искусства.
ВЛАДИМИР СЕМЕНСКИЙ

«ДЕТСКИЙ САД»


24.02.10-21.03.10

Дело касается Весны, даже двух Вёсен.

Весна традиционно самая неустойчивая пора, то веселая, то мрачная, то цветная, то черно-белая, в общем, с сюрпризами.
Когда я начинал заниматься искусством (70-е), одной из моих любимых картин была «Весенняя лихорадка» Рокуэлла Кента.
Этот художник, наряду с Бастьен Лепажем, Вацлавом Рабасом, Жан-Батистом Шарденом, Ренато Гутузо, был крайне популярен у советских граждан, его имя не сходило со страниц советских газет. Он подарил девятьсот работ Советскому Союзу и стал почетным членом Академии художеств, лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

В то время меня волновали состояния природы; на этюдах я так переживал, что цветовые отношения вызывали у меня на языке вкусовые ощущения (слюна становилась то сладкой, то кислой, то соленой).

В «Весенней лихорадке» счастливо соединились природные явления и душевные переживания, она вызывала у меня нервозность, нетерпение, возбуждение… единственное, что меня напрягало в этой картине – это лошади. Они топчут землю. Обычно топот немного раздражает. И в своих работах я обратился к бесшумным животным - гусеницам, личинкам, коконам, шмелям, бабочкам, жукам - они лишь касаются земли. Меня заинтересовали мелочи, невидимые связи, то, что формирует непрерывность жизни, жизненный порыв (по Анри Бергсону).

Также бесшумны и бестелесны мифологические персонажи, разные древние сущности, время от времени принимающие разные формы, часто гибридные.

В 1991-1992 г. г. я создал инсталляции «Домашний музей 1 и 2».

Эта выставка может быть третьим домашним музеем, в ней тоже есть намек на некую коллекцию нервного, нетерпеливого, немного мрачного собирателя искусства
СЕВЕРИН & СОФИЯ ИНФАНТЭ

«ПРАКТИКА СВЕТА»


21.01.10-21.02.10

7 ответов СЕВЕРИНА и СОФИИ ИНФАНТЭ на вопросы Александра Петровичева о проекте

Вами выбрано весьма лаконичное, почти техническое название для своего проекта. Дань традиции минимализма или природная скромность?

Северин Инфантэ: То, что мы собираемся показать - достаточно просто. По сути это первая часть большого проекта "Практика светоформы". Когда мой отец посмотрел этот цикл, то определил его словом "романтический".

Ты упомянул мнение своего отца, назвавшего ваши произведения романтичными. Может, он увидел в том, что вы делаете нечто подвижное, менее устойчивое, нежели классицизм, более склонный к рассудочности, нежели чувству? Наверное, он тебя убедил своей атрибуцией? А вообще, в каком отношении ваше с Софьей искусство к искусству Франциско и Нонны? Я никаким образом не касаюсь этической стороны проблемы "отцов и детей", скорее эстетической, возможности цеховой преемственности в наши дни?

София Инфантэ: Возможная ассоциация наших поисков с искусством Франциско и Нонны, наверное, не самая худшая ассоциация. (Франциско, кстати, подчёркивает свою непричастность к нашим экспериментам, считая их вполне самостоятельными). И тут надо сказать, что наши работы предопределены своеобразной архитектоникой, возникающей во времени. Мы вначале даже собирались назвать наши действия "Архитектурой света". Потом появилась некая "лиричность" состояний в наших фотографиях, обусловленная конкретикой пейзажа. Одно из существенных отличий нашего поиска от творчества Франциско и Нонны - это присутствие времени, в течении которого выстраивается светоформа. Это принципиально важно.

Северин Инфантэ: Да, вообще было бы странно, если бы дети существовали вне пространства влияния своих родителей. При всём при том, мы тоже - художники и не занимаемся копированием. Если и можно заметить признаки сходства, то сходства внешнего, да и то относительного. Для Франциско и Нонны важны; конструкция, форма, а также метафизика точки присутствия артефакта. Поэтому, проблема времени у них снята. То, что мы делаем, наоборот, формируется за счёт временной продолжительности. Т.е. у нас к трёхмерности пространства природы подключается некий перформанс, остающийся за кадром. На фотоплёнке фиксируется его результат в виде следов света.

И всё-таки, некогда ты был Пакито, сегодня ты Северин. Форма самоидентификации?

Северин Инфантэ: В контексте безусловного творческого авторитета отца жить не просто, и ещё сложнее реализоваться в искусстве. Поэтому "Пакито" ушёл в прошлое.

О чём ваша новая выставка? Как она возникла?

София Инфантэ: Наша выставка - о возможностях световой формы. Прошлой зимой и весной мы выбирались в московские и подмосковные парки и искали подходящий мотив, пейзаж. И когда на чём-то останавливались, начиналась работа на пленере, достаточно протяжённая во времени фотосессия на природе, так называемая, "светопись". На выставке будут показаны несколько десятков фотографий 2009 года. По техническим признакам это классическое фото без всяческого монтажа. Всё инсталлировалось и происходило исключительно на природе.

Вы редко выставляетесь, при том, что вы далеко не новички на этом поприще?

София Инфантэ: Действительно, решиться на большую выставку тем труднее, чем протяжённее интервалы между выставками. Работать, мы не прекращаем, и нам всегда есть, что показать нового. Иногда, просто психологически трудно собраться, произвести отбор и подвести некий итог.

Северин Инфантэ: Я скажу, что по работам, которые будут показаны на выставке, становится понятно, что мы активно используем искусственный свет и технологически новые источники света (например, когерентные источники света). И пытаемся по-своему делать работы, которые в нашем сознании, простите за возможно, несвоевременное выражение, сопряжены с понятием красоты.


ЛЕОНИД ТИШКОВ

«В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО»


28.01.10-14.03.10

В Московском музее современного искусства открывается ретроспективная выставка Леонида Тишкова - художника, рассказчика и визионера, ироничного и поэтичного одновременно. На нескольких этажах музея развернется тотальная инсталляция, представляющая созданные Тишковым за тридцать лет творческой работы вымышленные миры Даблоидов, Водолазов, Стомаков и других существ. Соединяя фольклор и сюрреализм, создавая романтические конструкции, обращаясь к теме памяти, работая с банальными сюжетами, художник всегда остается искренним, превращая искусство в визуальный театр. Главное для художника - смотреть на мир глазами ребенка, видеть в нем чудесные проявления и, в конце концов, самому превратиться в фантастическим существо.

Леонид Тишков - принципиальная составляющая пространства московского искусства, самодостаточный 'бренд'. Немногие из его современников сохраняют столь жёсткие и последовательные внутренние мотивации своего творчества. Он давно переступил за грань поиска самоидентификации в искусстве. Стратегия его движения в непрерывном мифотворчестве, в фактурном и чрезвычайно динамичном повествовании, где многообразие формы проистекает из непрерывно генерируемого многообразия содержания.

Экспозиция будет представлять собой путешествие из Нижнего мир через Срединный мир в Верхний мир. На 4 этажах, безотносительно времени создания произведений, расположатся инсталляции - рассказы. Нижний мир повествует о Даблоидах, Cтомаках, Водолазах, Чурках, и Живущих в хоботах. Срединный мир представлен биографическими вещами: Вязанник, Домашний труд, Взгляни на дом свой, В поле моего отца, Платье матери, и тд. Верхний мир обращается к небу: Разговоры с небесами, Небесные водолазы, Луна, Звезда, Сольвейг, Кругом свет, Ладомир.

На выставке также будет показана новая инсталляция Леонида Тишкова 'В поисках чудесного', посвященная голландскому художнику Басу Яну Адеру, пропавшему без вести тридцать лет назад в Атлантическом океане.
АНДРЕЙ БИЛЬЖО

«ЧБ»


28.01.10-14.03.10

А вообще-то, это заметки пассажира. В прямом и переносном смысле. Одни - те, что в прямом, - это рисунки и тексты из моих железнодорожных путешествий.

Моя новая книга так и называется "Заметки пассажира. С комментариями и рисунками автора".

На этой выставке только рисунки и комментарии. Истории остались в книге, которая скоро выйдет.

Вторая часть выставки - заметки пассажира в переносном смысле. Мы ведь все "пассажиры". Названия первой и конечной станций известны каждому. У кого-то конечная сразу, у кого-то позже, у кого путь очень длинный. Кто-то всю дорогу пьёт, кто-то ест, кто-то спит, кто-то играет в настольные игры, кто-то думает, кто-то читает и пишет, кто-то рисует, а кто-то стремится сменить машиниста. У всех разные цели и мысли. Мои - в моих заметках. Я и сам толком не понимаю, что делаю в нашем общем поезде. Наверно, всё одновременно. Но я точно не стремлюсь в машинисты.

Счастливого пути, пассажиры.