9 ОТВЕТОВ ДМИТРИЯ ЦВЕТКОВА НА ВОПРОСЫ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧЕВА ПО ВЫСТАВКЕ Дима, ты снова возвращаешься к бумаге? В очередной раз делаешь передышку в своем увлечении объектами и бисером? Тебя это не утомляет?Меня это не утомляет! Это абсолютно естественный, я даже сказал бы, органический процесс, проходящий по сути всю жизнь. С бумагой я не порывал никогда. Для меня искусство сродни физиологии. И разговор о "нравится - не нравится" как-то странен. Тем более, если речь заходит об утомляемости. Здесь я не утомим в принципе! Это мое.
Что касается бумаги и карандаша, то почему-то считают, что, мол, бумага и карандаш - это не материалы. Холст, масло - это вечное и прочее. В моем представлении, бумага и карандаш в хорошем смысле слова беззащитны, их можно стереть и начинать все заново, к тому же, это чрезвычайно вариативный материал. Бумага, как известно все стерпит. Что хочешь, то и делай. Сегодня рисунок такой, завтра совершенно другой. Холст, масло - это действительно претензия на вечность, не меньше. Я не люблю этаких претензий, они очень часто гнусны и сомнительны. Мне представляется, что в "Снежной королеве" у Андерсена мальчик Кай написал слово "вечность" не льдинками, а именно маслом по холсту. Такая дремучая, музейная, тяжелая претензия.
Если вернуться к прозе, тебе интересен момент игры, рокировки материалов? Кстати, масло на холст, насколько известно, ты тоже не гнушаешься намазать. И отвечает ли сегодня художник за качество своего произведения?Я вообще не хочу отвечать ни за что! Нет, конечно перед самим собой я отвечаю и отвечаю за многое. Я отвечаю за качество, отчасти. Опять же и прежде всего перед самим собой. Как профессионал. Из рисунка можно многое выжать, но, по моему сугубому мнению, этот материал ни к чему не обязывает. А для меня это и важно. Вот, скажем, таксист. Он же не говорит поутру: "Вот сегодня я удивлю мир и проеду на гигантской скорости по Ленинскому проспекту!" Он просто честно делает свою работу. Пусть хотя бы попросту хорошо довезет тебя до места. Большего и не надо. Патетика, что я должен, кровь из носу, совершить поступок, принадлежит, на мой взгляд, откровенно маргинальным людям. И не важно, числится он художником или нет! "Сегодня я обогащу мир новым холстом или сконструирую атомную бомбу, и она всех убьет!" Это уродливо, смешно и плохо!
Но ведь подобные интонации свойственны многим художникам, не испытывающим по этому поводу и толики комплексов. Мир удивлять с претензией его же опосля и уничтожить, - увы, не то, что бы редкость, а тенденция. Мода. И принципиальными "медиумами", как и прежде, оказываются твои братья по цеху. Как бы ты к ним не относился.Я к художникам отношусь наилучшим образом и себя от них не отделяю! Я мыслю художественными категориями. Живу этим искусством. И ничего у меня, на самом деле, ближе искусства нет. Но мне кажется, в каком-нибудь ХIХ веке бытовало мнение, что художник должен быть этаким демиургом. Я именно к этой категории авторов отношусь чрезвычайно скептически. Но в целом люблю все, что не лишено художественности. Конечно, я люблю зарабатывать "бабки", но художественность - это одна из самых важных категорий человеческого сознания, даже для тех, кто прикрывает свою нежную душу художника неким агрессивным напускным драйвом.
"Штурм" - это из категории напускных драйвов?Вся штука в том, что я всегда любил рисовать всякие такие "войнушки". Потом у меня было обучение художеству профессионально. Я штриховал по-честному, по-академически носы, уши. Я это очень серьезно изучал. Меня вообще академическое искусство зажигало, пока я не понял, что самое ценное во мне - это то, что есть во мне! А тот пласт изобразительного искусства, что существовал до меня, он немножечко гнобит. И я из него начал выбираться, выплывать из этой истории искусств и возвращаться к тому же, что делал до своего академического обучения, что, собственно, делать и продолжаю. Я всегда любил рисовать такие огромные баталии. Мне вообще кажется, что вся история человечества - это сплошные войны, и самые красивые вещи, человек изготавливал тогда, когда собирался убить ближнего. По мне, круче "Калашникова", бомбы и кирзовых сапог человечество не придумало вообще ничего.
Дим, давеча ты сказал, что художественность является одной из важных категорий человеческого сознания?! То есть, сразу после кирзовых сапог?...Все эти рубенсы, ватто, тицианы - это такие обеденные перерывы. Кругом война, и лишь когда она поднадоест, что-то создадут, восхитятся и снова продолжат рубить друг другу головы. Война - это совершенно нормальное состояние человека. В моем представлении, жить до восьмидесяти лет - это неприлично!
Я, когда утром подхожу к зеркалу, вижу отекшее спросонья лицо, разрушающиеся зубы, опять же болящие ноги. Но меня это не очень коробит внутренне. Я, как и прежде, думаю, что на самом-то деле я молодой, хороший и энергичный, а то, что я вижу и чувствую, - это метаморфозы не меня, а моей оболочки.
Дим, мне кажется, ты закоренелый романтик и воинствующий эстет:Война - это абсолютно художественно! И я не романтик, а, скорее, художник-реалист. Ведь мои работы делаются практически с натуры. Скажем, Левитан писал какие-нибудь облака, реки, Репин какие-нибудь заседания, бурлаков и прочее, что было когда-то. Я пишу с натуры, что происходит сейчас. Сейчас идет война, абсолютно повсюду. Когда опять же утром я просыпаюсь, то по телевизору показывают, как валятся на город бомбы и понять не возможно то ли это очередной блокбастер, то ли последние известия о бомбежки того же Багдада, либо это хроника того, что было лет 60 тому назад. Но никто не отделяет себя от увиденного. Слишком убедительно.
Ты, как я понял, в армии не был. Может в тебе что-то не реализовалось, может кто-то? Не персонифицируешь ли ты себя с этим многократно отрисованным "человечком с ружьем"?Я в армии не служил, о чем сегодня действительно жалею. Мало того, я и сейчас с удовольствием побегал бы с настоящим автоматом. Очень хочется пострелять. Не в кого-то, а просто, но по-настоящему, с грохотом, гильзами. Это не то, чтобы не наигрался, это нечто природное мужское, настоящая мужская работа, не вызывающая комплексов.
У меня раньше были комплексы, по крайней мере, пока не начались выставки, галереи, музеи и прочее. Я даже сам задавал себе вопрос: "Дим! Ну чем ты, взрослый мужик, занимаешься!?" Кругом твои сверстники разруливают на иномарках, сидят сутками у компьютеров, жизни не видят, но тоннами перепродают, скажем, какой-нибудь никель или алюминий с Урала в город Копенгаген. Он мог ни разу этот никель и не видеть, но при этом он является полноценным членом общества и не комплексует. У него есть жена, дети, социальное положение, есть компьютер, есть, в ряде случаев, депутатская неприкосновенность. Но опять же, главное, что он не комплексует! Я со временем и уже давно перестал комплексовать и делаю то, что считаю нужным, то, что мое.
То есть, тебя уже не смущает статус свободного художника?Ни коим образом. Сейчас вообще великолепное время для занятия искусством. Все дело в том, что сегодня в этом самом искусстве просто нечего делить. В нем нет ни больших стабильных денег, ни социальной ангажированности. И поэтому современные художники играют как бы на одном поле. И как только появятся деньги, госзаказ или еще какая-нибудь штука, сразу же придут в это искусство очень талантливые, очень креативные, очень умные люди, но придут они из иной среды. У них будет все, кроме одного принципиального качества - они не будут художниками. Они будут отлично общаться, лучше все объяснять, но то, что они будут делать, будет абсолютно нехудожественно. Но это никто не будет видеть, и никого это волновать абсолютно не будет. А художники останутся ни с чем, и всю оставшуюся жизнь будут доказывать, что именно они-то и есть настоящие художники, а не те проходимцы.
Сейчас люди работают в масс-медиа, рекламе, архитектуре, дизайне, работают гоняльщиками нефти. И я уверен, если нынешний нефтегоняльщик, получающий, ну скажем тысяч десять долларов в месяц, узнает, что в будущем картина современного автора станет стоить полтинник, то он прекратит гонять нефть, а станет тем самым современным автором и докажет, что он гораздо круче какого-нибудь там Цветкова, Батынкова или Кулика.
Ты опасаешься прихода в арт-среду напористых яппи? Но по-моему, они уже в нее затесались и, мало того, уже кое что в ней определяют. Но может, что-то произойдет с самим "художником", существом склонным к непрерывным мутациям.Художник - вещь достаточно маргинальная. Вспоминается масса проектов, где все решали кураторы, а художники были нужны лишь как пластилин, если вообще были нужны. Существует такая народная мудрость: 'Вид художника оскорбляет им созданное произведение'.
Это я хорошо заметил в городе Брюсселе на "Европалия". В то момент, когда все было готово, то есть, когда художники сделали то, что от них требовалось, что от них ждали, пришли серьезные люди в хороших ботинках, в хороших костюмах, с дорогими мобильными телефонами. Пришли и сказали: "ребята, до свидания, ваша миссия окончена!
Теперь мы будем показывать ваши произведения президенту Путину. И чтобы духу вашего здесь не было". Я о том, что это абсурд, игра. В реальной жизни, в ее реальных расстановках и рейтингах русских художников знают, чего не скажешь ни об одном нашем кураторе, которых за границей не знают. Они никому там не нужны и художники там тоже не нужны, но их хоть смотрят. Кураторские тексты скучны, нечитаемы, да и попросту не считываемы.
Есть такая вещь, от которой я всегда бегу. Это вещь для внутреннего употребления. Существует автомобиль "Волга", летящий по просторам нашей страны и символизирующий собой силу, власть, деньги, благополучие. Но тому, кто делал этот автомобиль, кто им управляет и в голову не придет сравнивать его со среднестатистической иномаркой. "Волга" - это бронтозавр на колесах, но она заключает в себе как бы иную функцию. Как несут в себе другую функцию такие художники как Шилов, Глазунов или, скажем, группа "Любэ", которая поет песню про батяню-комбата. Это вещь для внутреннего применения. А наши художники, в лучших своих проявлениях, выходят за эти рамки и общаются сами на интернациональном уровне, не зная при этом иностранных языков, только своими произведениями.
К слову сказать, иностранцы их тоже не считывают целиком. Русское искусство за рубежом не считывается абсолютно, но его интересно разглядывать.
Александр Петровичев